Храм русской святой Матроны

Монастырь расположен недалеко от села Ковачи в местечке Грбаль. В Черногории это единственный храм, посвященный русской святой – Матроне Московской. Монастырь построен на земле, которую пожертвовали Черногорско-Приморской митрополии Душан Байкович, его сыновья Йово (священник) и Данило из села Ковачи. Перед началом строительства, монастырь получил благословение Покровского монастыря в Москве, в котором хранятся мощи блаженной Матроны. Строительство началось в 2006 году.

6 июля 2008 года состоялась церемония освещения храма митрополитом Черногорским-Приморским Амфилохием. Первый камень в фундамент церкви заложен в начале 2010 года. Весь монастырский комплекс построен в византийском и в русском стиле. Вход во двор украшают фресковые росписи православных святых. Во флигеле предусматривается расположить иконописную мастерскую и небольшую типографию. Вокруг монастыря разбит сад с оливковыми деревьями, с декоративными растениями и цветами – все это труды настоятельницы – матушки  Матроны, монахини Марии и послушницы Любинки. День памяти Святой Матроны – 2 мая — престольный праздник храма. Божественные литургии служатся по вторникам и четвергам, а так же в дни великих церковных праздников.

Внутри монастыря находится часовня, посвященная Святому Пророку Амосу и мученику Виту (память Святого Вита совершается в православной церкви 28 июня). Иконостас был освещен митрополитом Амфилохием на Видовдан в 2011 году. В давние времена в этой местности, вблизи деревни Загора, существовал женский монастырь во имя пророка Амоса. Именем этого святого крестили Святого царя Лазаря Хребеляновича – последнего независимого правителя Сербии, предки которого, по преданию, происходили из местности Грбали.

Немного истории о святых, именем которых названа часовня монастыря, и о главном национальном празднике Сербии Видовдан.

Святой пророк Амос, третий из 12 малых пророков, жил в VIII веке до Рождества Христова.

Пророк Амос был иудеем, уроженцем селения Фекуи. Простой и неученый, но сильный горячей верой и ревностью о славе Истинного Бога пастух был избран Господом на пророческое служение, и послан в Израильское царство для обличения нечестивого царя Иеровоама и отступивших от Бога израильтян. Пророк предсказывал им великие бедствия, которым должны были подвергнуться Израильское царство и окружавшие его языческие народы за свое нечестие. За свои обличения пророк Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Но он опять возвращался в Вефиль и, угрожая неминуемыми бедствиями, продолжал призывать израильтян к покаянию. Особенно ненавидел пророка жрец идольского капища Амасия. Пророк предсказал ему и всему его дому скорую погибель, и за это подвергся избиению. Сын Амасии Озия ударил святого по голове дубиной и тяжело ранил. Пророк Амос, еле живой, достиг своего родного селения и там скончался около 783 года до Рождества Христова. День памяти – 15 июня.

Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве Святого Вита (Вида) не сохранилось. На Руси его называли Фитом. Согласно церковному преданию, Святой Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати) лет, сыном римского сенатора-язычника с Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимианом. По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. В XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с хореей — нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской Святого Вита».

Культ Святого Вита весьма распространен в народном календаре балканских славян. Его считают одним из четырех святых, вызывающих летний град. По поверью после дня Видова солнце поворачивает к зиме.

Важнейшие события в истории Сербии приходились именно на 28 июня.

Особенно сильно в сербской традиции Видовдан связан с Битвой на Косовом поле. 28 июня 1389 года войска князя Лазаря Хребеляновича потерпели поражение в битве с турецким войском султана Мурата. Это поражение привело к потере независимости Сербии почти на 500 лет; с другой стороны, турки также понесли тяжелые потери, а Косовская битва надолго задержала и затруднила их дальнейшую экспансию в Европу.

По церковному преданию в ночь перед битвой князю Лазарю явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу Сербии над турками (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времtн останется православным).

Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек». Князь Лазарь был пленен, изрублен, а потом обезглавлен. Его мощи были перенесены в монастырь Раваница. Отрубленная голова до сих пор находится в Турции (турки отказываются вернуть ее сербам). По одному из преданий, Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда голова князя Лазаря вновь соединится с его мощами. Согласно легендам, накануне Видовдана, в глухую пору ночи вода в реках становится красной как кровь, как напоминание о погибших на Косово поле 30 000 погибших сербских воинах. В Видовдан кукушки перестают куковать — в память о погибших косовских героях. В этот день в Сербии не поют и не веселятся.

Инга Суворова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *