Рахманинов и закаты над бухтой Прохладная

Светские салоны дореволюционной России, где утоляли культурный голод «сливки» общества и блистали своими талантами музыканты, литераторы, философы, славились далеко за пределами страны. Русская знать, выкупившая элитную недвижимость в столицах и на курортах Европы, переносила устоявшиеся традиции в гостиные своих зарубежных особняков и дворцов, приглашая местных и отечественных музыкантов для участия в салонных концертах.  Салоны, где собиралась аристократия, творческая интеллигенция, были особой формой общественной жизни и формирования культуры. Большой популярностью пользовались домашние концерты, которые устраивали в просторных гостиных, обычно, круглой формы, где не было сцены, что объединяло исполнителей и публику в единое целое, а камерная обстановка способствовала не только особому восприятию музыки, но и более тесному общению.

Светские салоны в России после революции 1917 года исчезли, как олицетворение дворянства и буржуйской культуры, их заменили клубами. И лишь недавно музыкальные салоны начали возрождаться в России по всем канонам XIX века.

Попав по приглашению на концерт, организованный в черногорском именье супругов Малевских в бухте Прохладная (Хладна увала), порадовалась, что русские светские салоны существуют и в Черногории. И концерт, посвященный творчеству великого композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова, был проведен в лучших традициях салонного собрания.

Белоснежную виллу Андрея и Ольги Малевских, расположенную напротив острова Старый Ульцинь, местные жители еще в 2005 году окрестили «виллой Абрамовича». Возможно, кто-то в шутку запустил слух, который живо подхватили местные и российские СМИ и экскурсоводы туристических агентств. Пользовались этой фишкой и риелторы, успешно продавая недвижимость «рядом с усадьбой самого Абрамовича». Настоящих владельцев виллы эти байки только забавляют. Математик и бизнесмен Андрей Малевский и его супруга Ольга, юрист, долгое время жили в Канаде, и, побывав в Черногории, влюбились в эту страну настолько, что пожелали построить на берегу моря летнюю резиденцию, которую некоторые сайты тут же включили в список достопримечательностей Черногории, как «Вилла Абрамовича».
Именье, построенное по проекту словенского архитектора Томажа Канцлера, хорошо просматривается со стороны моря, и экскурсоводы на прогулочных корабликах любят прихвастнуть, что их маршрут пролегает мимо легендарной виллы самого Абрамовича. На эту тему известный пианист Алексей Гориболь, большой поклонник Черногории, поведал смешную историю.

В гости к Малевским заехали знаменитый российский режиссер Павел Лунгин, который летний отпуск проводит на своей черногорской даче в поселке Лиман, и сам Алексей. Мужчины решили искупаться в море. Первым поплыл Лунгин, за ним Гориболь с хозяином, Андреем Малевским. В это время мимо проходил очередной кораблик, с борта которого в рупор прозвучал зычный голос экскурсовода: «А сейчас мы проплываем мимо виллы российского олигарха Романа Абрамовича». Алексей Гориболь, известный своим искрометным юмором, подыграл, громко крикнув: «Роман Аркадьевич (Лунгину, который был в плавательных очках), можно помедленнее, а то охрана не поспевает!». Туристы, разинув рты, тут же начали доставать мобильники, чтобы заснять «Абрамовича с охранниками».

Однако вернемся к теме концерта, на который были приглашена творческая интеллигенция из местных жителей и дачников русского Лимана. Полюбовавшись прекрасными видами, открывающимися с прогулочных дорожек усадьбы, построенной в средиземноморском стиле, ухоженным садом и собственным причалом с пляжем, гости поднялись на верхний этаж, где располагается круглая гостиная с лиловыми шторами, оттеняющими старинный рояль из красного дерева, который хозяева привезли из Канады.

Вечер открыла хозяйка Ольга Малевская, по всем канонам музыкального салона, предоставив слово Алексею Гориболю, который не только исполнял произведения, но и вел концерт, рассказывал о Сергее Рахманинове и его творчестве. Великий композитор прожил нелегкую и яркую жизнь, оставив потомкам огромное культурное наследие, вошедшее в сокровищницу мировой музыкальной классики.

Рахманинов не принял революцию 1917 года и эмигрировал сначала в Стокгольм, а затем в Штаты, где получил широкую популярность, его музыка звучала в самых престижных концертных залах, за ним охотились фоторепортеры, его произведения обсуждали критики с мировым именем. Кто-то восторгался, кто-то осуждал его за «старомодность, отсталость и салонность». А Рахманинов и не стремился следовать моде, всегда оставаясь верным  себе. Он принадлежал к породе музыкантов, для которых мелодия являлась важнейшим элементом музыки, передающим глубину ее содержания.

Рахманинов ощущал больше близость с Чайковским, Римским-Корсаковым, если речь идет о характере мелодичного и гармоничного языка, чем с  музыкантами первой половины двадцатого века.

В одном из редких интервью Сергей Васильевич признался: «В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя…»

В США Рахманинова называют американским композитором, хотя он считал иначе: « Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская». Рахманинов на чужбине дружил со своими соотечественниками, (окружал себя прислугой из своих) а в 1941 году, когда Гитлер напал на СССР, он, несмотря на свое неприятие советской власти, передал средства в Фонд обороны на строительство военного самолета для нужд Красной Армии. И до конца своих дней говорил о своем желании побывать на Родине, но умер в 1943 году, не осуществив свою мечту.

Пианист Алексей Гориболь, интересный рассказчик, знающий о музыке почти все, поведал зрителям истории о создании музыкальных произведений, включенных в программу концерта.

В первом отделении в исполнении Алексея и известной российской пианистки Полины Осетинской прозвучали пьесы для фортепиано в четыре руки ор.11: «Баркарола», «Вальс», «Романс» и «Скерцо».

Музыкальную эстафету принял виолончелист Дмитрий Прокофьев, солист Черногорского симфонического оркестра, блестяще исполнивший романс «Вокализ», написанный Рахманиновым в 1915 году и посвященный выдающейся русской оперной певице Антонине Неждановой. Это, одно из самых известных произведений гениального композитора, потрясающее по красоте и мелодичности звучания, многие критики называют божественной музыкой.

Когда к фортепиано вновь вернулась Полина Осетинская, собравшаяся публика смогла ощутить настроение композитора, которое он вкладывал при написании прелюдий. Эти короткие музыкальные произведения прекрасно раскрывают его душевное состояние в какой-то момент его жизни. Полина пригласила зрителей полюбоваться закатом с террасы виллы, чтобы настроиться на второе отделение, посвященное романсам Рахманинова.

Пять романсов «Здесь хорошо», «Сирень», «Сон», «Полюбила я на печаль свою» и «Они отвечали» исполнил дуэт в составе пианиста Алексея Гориболя и примы музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, сопрано Натальи Петрожицкой.

В исполнении дуэта Дмитрия Прокофьева и Алексея Гориболя прозвучало Andante из Cонаты для виолончели и фортепиано, op. 19. Небольшое по размерам произведение является жемчужиной и по свидетельству музыковедов считается одной из вершин лирики Рахманинова.

Публика тепло встретила новое появление сопрано Натальи Петрожицкой, которая подарила собравшимся еще четыре романса «Как мне больно» на слова Г. Галиной, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. Пушкина, «Ночь печальна» на слова И. Бунина и «Я жду тебя» на слова М. Давидовой, в дуэте с Алексеем Гориболем.

Гуля Смагулова
Гуля Смагулова

Зрители долго не отпускали исполнителей, приглашая на «бис» вновь и вновь.

После концерта хозяева пригласили гостей на гала-ужин. На просторной террасе с видом на Адриатическое море и лунную дорожку в медных бликах вновь говорили о музыке, о новых картинах, о будущих проектах, поднимали тосты за талантливых друзей и, конечно, за любимую Черногорию, дающую творческой душе вдохновение и энергию для будущих шедевров.


Раиса Фомина, генеральный директор и учредитель агентства «Интерсинема» (Москва).

– Традиция «домашних» концертов зародилась 12 лет назад, когда известные российские пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская приехали в Черногорию, в дачный поселок Лиман, в гости к своему другу, спортивному обозревателю газеты «Известия» Игорю Порошину. Музыканты не ограничились пляжным отдыхом, нужно было готовиться к предстоящим концертам, и принялись искать инструмент и помещение для репетиций.

Они обратились к директору музыкальной школы Ульциня Юсуфу Лика, который и помог с организацией репетиций в стенах учебного заведения. В благодарность за предоставленную возможность играть на инструментах в школе во время отдыха и не терять форму Алексей и Полина дали концерт на двух роялях. На концерт пригласили местных жителей и русских дачников из поселка Лиман, людей творческих профессий, которые свой отпуск проводят на побережье черногорской Адриатики.

Концерт имел большой успех, в зале царила замечательная атмосфера, и, таким образом, было положено начало ежегодной традиции. Каждое лето все собирались в школе на летние концерты для уже сформировавшейся публика из русского Лимана и местной черногорской интеллигенции.

Восемь лет назад я познакомила Алексея с Андреем и Ольгой Малевскими, в доме которых стоит старинный рояль из красного дерева, который они перевезли из Канады. Зал с роялем имеет хорошую акустику, подходящую для академической музыки. Кроме того, зал имеет фантастический панорамный вид на море и горы. Малевские  и Гориболь сразу подружились и, в заключение первой встречи предложили Алексею на следующий год провести ставший традиционным концерт в музыкальной школе Ульциня у них дома.

Алексей стал приглашать на концерты музыкантов и певцов, которые отдыхали в Черногории или специально прилетали на концерты. У этих вечеров сложился свой круг исполнителей. Постоянными участниками концертов стали пианистка Полина Осетинская и (виолончелист) Дмитрий Прокофьев, солист — виолончелист черногорского симфонического оркестра. Частыми  участниками стали виолончелист Рустам Комачков, мировая знаменитость – меццо-сопрано Олеся Петрова, скрипачка Елена Ревич, дирижер и скрипач Дмитрий Синьковский и другие. Несколько лет подряд из Нью-Йорка на это светское мероприятие прилетает Олеся Петрова,  солистка  «Метрополитен-опера» и приглашенная солистка Мариинского театра, меццо-сопрано. В этом году она не смогла приехать в Черногорию из-за гастролей.

За эти годы на домашних концертах прозвучала музыка всех эпох: от Баха до (Леонида) Десятникова. Каждый концерт заканчивается гала-ужином для гостей. И, таким образом, эти вечера стали главным музыкальным и светским событием русского летнего сезона в Черногории.

Алексей Гориболь, пианист, заслуженный артист России.

– В этом году Олеся Петрова была занята и не смогла приехать на концерт к Малевским. Я позвонил Наталье Петрожицкой, солистке Московского музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с предложением прилететь в Черногорию на частный концерт. Мы уже работали с ней в нескольких проектах, и я оценил ее талант певицы большого формата, ее великолепное камерное пение.

Наталья с удовольствием согласилась. Тем более, она никогда не была в этой стране. Проблема заключалась лишь в том, чтобы договориться с театром. Дело в том, что прима готовится к постановке оперы «Война и мир», где она исполняет роль Наташи Ростовой, а ее супруг, ведущий баритон театра  Дмитрий Зуев, кстати, играет Андрея Болконского.

Но, все разрешилось, Наташу отпустили с репетиций, и она вылетела на пару дней в Черногорию.

С Натальей Петрожицкой не удалось записать интервью, она на следующий день улетела в Москву, а затем в отпуск с мужем и ребенком. Успели лишь обменяться несколькими фразами. Но, певица рассказала, что Черногория на нее произвела колоссальное впечатление. Наталья жила на вилле Малевских, и ее знакомство со страной началось с красивейшего места, в роскошном амбиенте. Но она успела посмотреть Ульцинь, полюбовалась природными красотами по дороге в аэропорт, и даже отведала блюда черногорской кухни, которые с любовью готовила повар на вилле Малевских. «На следующий год планирую всей семьей приехать на отдых в Черногорию!», – сообщила Наталья.

Супруги Ольга и Андрей Малевские, скромные люди, не любят рассказывать о себе, хотя мне стало известно, что они занимаются не только меценатством, но и участвуют в восстановлении православных храмов в Черногории. В их большом доме постоянно шумно и многолюдно. Приезжают дети, внуки, друзья. Хозяйка успевает со всеми пообщаться, организовать быт и досуг гостей, а вечерами старается побыть одна, чтобы включить в своей спальне классическую музыку, и под волшебные мелодии наслаждаться закатами над бухтой Прохладная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *