Черногорские легенды

Об эти камни Марс точил ножи

Никто не знает точно, как Черногория получила свое имя. Одни утверждают, что название страна получила от фамилии сербского феодального рода Црноевичи (Черноевичи), господарей Зеты, княжества, расположенного на территории современной Черногории. Более романтически настроенные исследователи склоняются, что итальянские мореплаватели и путешественники называли окрестности Ловчена Montagna Negra, что в переводе на русский означает «черная гора». Горы со стороны моря, действительно, казались почти черными из-за густой растительности. Название страны Montenegro используется в неславянских языках по всему миру. И в системах кодирования стран, используемых Международной организацией по стандартизации (ISO) Черногория обозначена как ME и MNE. Есть предположения, что «черными горами» прозвали страну иноземные завоеватели за пережитые страдания и несчастья, полученные в битвах с местными воинственными и отчаянно храбрыми жителями.
В современной Черногории русскоговорящим туристам рассказывают самые разные легенды и байки, все зависит от уровня фантазии и знания истории экскурсоводов. Некоторые из них, взятые из русскоязычного сегмента в Интернете, и подавно не имеют ничего общего с действительностью.

Постараюсь вам рассказать те, которые передают в Черногории из поколения в поколение местные жители, описывают исследователи и литераторы.

Когда Бог занялся сотворением света, у него было всего семь дней на то, чтобы разместить на земном шаре моря природные богатства. Из огромного мешка он доставал океаны, озера, леса, луга, пастбища и рассыпал их по сторонам, соблюдая природное равновесие и гармонию. Когда Создатель принялся создавать горы, находился он как раз в том месте, где простирается сегодняшняя Черногория. Под тяжестью мешок треснул по швам, и оттуда посыпались камни, предназначенные и для других мест. Так и образовалась маленькая страна, где горные массивы занимают большую часть территории.
Вторая легенда гласит: «Давным-давно, в древние времена Бог занялся сотворением Земли, которую населял народами. И когда закончил работу и сел передохнуть, ангелы взмолились: «Дорогой Бог, остался еще один маленький, но достойный народ без своей территории». Бог нахмурил брови и начали метать молнии и громыхать. В море поднялись огромные волны, подули сильные ветры. И вдруг все прекратилось. И тогда Бог смилостивился и сказал: «То, что я оставил для себя и то, что я назвал Черногорией, пусть будет домом для этих людей, которых назовем черногорцами».

Еще одна легенда о возникновении Черногории. Когда создавалась планета, синее море выбросило на берег груду камней, затем еще и еще. Так здесь образовались горные цепи, которые заслоняли землю от аномалий погоды. В этих местах жили греческие и римские боги. Здесь Юпитер набирался сил после битвы с гигантами, а Нептун обуздал ветры. Об эти камни Марс точил ножи. Отсюда боги отправились на Олимп.

Дикий горный козел

Красоты Реки Црноевича и поселений на ее берегах веками вдохновляли художников и поэтов, приезжавших в эти края. Река берет свои истоки с родника, бьющего под скалой Обод. После 13-километрового пути ее воды обвивают горные холмы и острова и впадают в Скадарское озеро. Ее уникальность заключается в том, что река становится судоходной лишь после километровой отметки.
Происхождение реки и ее название легенда связывает с именем Ивана Црноевича, господарь средневековой Зеты, управлявшего княжеством с 1465 по 1490 годы.

Согласно легенде, Иван Црноевич однажды отправился на охоту в местечко Обод. В поисках добычи князь со своим окружением и охотниками набрел на пещеру. Когда они приблизились к входу, из пещеры огромный дикий козел.

Все были удивлены его размерами, к тому же, шерсть козла была полностью влажной и он стряхивал с себя воду. Охотники помчались за ним, и сумели убить дичь. В этот момент из пещеры начали доноситься грохот и непонятный шум, в затем из ее входа на людей обрушился шквал воды. Охотники и повелитель чуть не утонули в бурлящем потоке и еле выбравшись на сушу.

А реку, которая и по сей день вытекает из пещеры, называли Река Црноевича.

Колонка Карампана

Которский залив в Черногории считают рекордсменом по количеству легенд, связанных его достопримечательностями. Уникальное местоположение и красота этого географического чуда поражали путешественников во все времена. Люди свято верили, что в создании здешних красот не обошлось без божественных сил или волшебных чар.

По одной из многочисленных легенд, на горе Пестинград, возвышающейся над современным Старым Городом Котора, в труднодоступной пещере Вилиница (вила-фея в переводе с сербского), жила фея Алкима, одна из многочисленных волшебниц, населявших высокогорье над Бокой.

Когда некие мореплаватели прибыли в залив и решили построить на Пестинграде город, мудрая фея посоветовала: лучше возводить город у моря, а здесь на горе нет ни воды, ни соли. Моряки послушали Алкину и построили город на месте современного Котора.

В окрестностях пещеры Вилиница природа создала необычное каменное чудо, похожее на большие ворота, которые жители Котора до сих пор называют Вилиновыми воротами.

Через этот проем в определенное время ночи можно увидеть лунный серп, золотой и светлый, как корабль в ночном небе. Избранные жители Котора, любимчики феи, сидя у каменных ворот, могли перед рассветом видеть саму Алкину, которая на их глазах усаживалась в золотую ладью и уплывала по заливу в далекие миры.

Согласно другой легенде о происхождении Котора, могущественный царь Стефан первоначально начал строить город в большой яме над нынешним Котором. Однако добрая волшебница отговорила его от этой затеи, и по ее совету он построил город на берегу залива. Чтобы понять смысл этих легенд, то местные жители в старые времена предпочитали жить в горах, так было безопаснее в случае нападения врага. И лишь венецианцы, под чьим протекторатов находилась долгие годы Бока Которская и часть нынешней территории общины Будва, строили города на самом берегу моря. В Баре, например, крепость старого города, которая находится на возвышении, у подножья горы Румия, в 4 километрах от моря, была возведена в 9 веке задолго до прихода на власть венецианцев, которые с переменным успехом овладевали местными территориями.
Но вернемся к нашей легенде о Которе. Когда возведение города было завершено, царь пригласил на праздник несколько достопочтенных гостей и фею, которая дала ему мудрый совет.

Открывая пир, он начал хвастаться своими заслугами в строительстве, забыв напрочь о помощи феи. Волшебница оскорбилась и в знак мести отравила все источники воды в новом городе, а всех гостей превратила в сумасшедших. Царь, поняв, что совершил большую ошибку, стал молить прощение у феи. Та сжалилась, вернув разум гостям, но городу оставила только один источник питьевой воды.

Действительно, в Которе, расположенном в Старом городе, был только один источник, из которого жители города получали питьевую воду. Это была общественная колонка Карампана, установленная на маленькой площади с одноименным названием. Здесь же собирались и здешние водоносы, разносившие кувшины с живительной влагой по палатам и городским домам

Выжил только Могрен

Мало кто знает, откуда взялось название пляжа Могрен, одного из самых красивых и необычных в Будве. И одного из самых коварных. Не одну жертву унесли морские волны в сильнейшие штормы со здешнего берега. Любопытные туристы приходят сюда в непогоду, чтобы полюбоваться бушующими волнами, что представляет большой риск для жизни. Да и само название пляжа тоже связано со штормом. Именно в один из таких дней на берег волны выбросили мореплавателя по имени Могрен, единственного выжившего члена экипажа испанской галеры, потерпевшей кораблекрушение в разъяренном море.

В благодарность Богу моряк построил церковь Святого Антония в глубине этого пляжа. Изображение храма можно увидеть на старой открытке, датируемой тридцатыми годами прошлого века.

Церковь была посвящена францисканскому священнику Антонию Падуанскому, одному из самых почитаемых святых в католическом мире. Верующие из Будвы добирались сюда на лодках, а 13 июня, в день Святого Антония здесь служили праздничную литургию.

Старожилы Будвы помнят существовавший долгие годы обычай не начинать купальный сезон до дня Святого Антония.

К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, так как после Второй мировой войны была разрушена пришедшими на власть коммунистами и переделана под ресторан.

Голова Ричарда Видмарка

Рядом c Могреном расположен другой не менее популярный пляж – Ричардова глава. Его протяженность – около 100 метров: от стен Старого Города до отеля «Авала». Когда-то здесь было море, омывавшее стены Старого города. Спасаясь от нашествий пиратов местные жители заложили камнем арку, служившую выходом в открытое море. Затем проход открыли, а переселенцы, уехавшие за лучшей жизнью в Америку, собрали средства, на которые возвели здесь пристань для лодок, прозванную в народе Muo od San Franciska по названию американского города, где жили донаторы.

При строительстве отеля «Авала» пирс и море с обеих сторон засыпали мелкой галькой. Так образовался искусственный пляж, который жители окрестили «Бриег од Будве», что в переводе означает «холм Будвы».

В 1963 году известный английский кинематографист Джек Кардифф снимал здесь совместно с компанией Avala film приключенческий фильм The long ships, с голливудской звездой Ричардом Видмарком в главной роли.

С целью съемок и по просьбе актера перед отелем «Авала» была построена деревянная платформа длиной в пятьдесят метров, а бетонная платформа, замыкавшая сооружение, была названа в честь Видмарка – «головой Ричарда». Вскоре название распространилось и на весь пляж, и никто уже не вспоминает о «холме».

Сервантес и Дульсинея

Во времена, когда галеры и парусники перевозили людей и грузы по всему миру, порт Улцинь был известен по своим пиратам, которые внушали страх и трепет пассажирам и моряками, путешествовавшим по Адриатике и Средиземному морю.

Легенда гласит, что жестокие улциньские пираты в ходе нападения на испанский корабль захватили в плен одного путника, внешний вид которого выдавал в нем знатное происхождение, и за него можно было бы получить хороший выкуп.

В Улцине испанца окрестили Сервет, что в переводе с турецкого означало «богатство». Пленника частенько доставляли на рынок рабов, но никто не хотел выкупать его у пиратов. Поэтому таинственный испанец проводил долгое и мучительное время в тюрьме крепости Улциня, ожидая спасения.

Этот раб отличался от других. По ночам в окошке его камеры горел свет от лампы, а сам Сервет задумчиво сидел над своими сочинениями. Днем он пел так красиво, что его песни заставляли местных девушек открывать окна.

Таинственный испанец и его пение особенно понравились одной молодой улцинянке, дочери бега, управляющего крепостью (речь идет о временах протектората Османской империи), которая наблюдала за Серветом каждый раз, когда его выводили его из крепости и разрешали гулять по городу. Так между ними вспыхнула страстная любовь.

Пять лет прожил в пиратском плену, пока один иностранец не выкупил его у пиратов. На родину, в Испанию он вернулся с «трофеем» – молодой улцинянкой, которую назвали Дульсинея, в честь ее родного города Дульсиньо (Улциня). И сам, бывший пленник, а согласно легенде – знаменитый испанский писатель Мигель де Сервантес. Хотя историки опровергают этот факт: автор «Дон Кихота» пять лет испытывал муки пиратского плена в алжирской тюрьме. Однако, как же быть с прекрасной Дульсинеей, имя которой переводится, как жительница Улциня?

Три года назад испанская журналистка Анхела Родицио в своей книге El amor perdido de Cervantes (Потерянная любовь Сервантеса), ставшей бестселлером в ее стране, объяснила связь великого писателя с Улцинем. В сентябре 1575 года знаменитый пират Арнаут Мами захватил корабль, на котором при обыске пассажиров у одного благородного вида господина обнаружили письмо с печатью Короля Испании Филиппа II. Пираты, которые промышляли похищением людей и требовали выкупа у родных в размере от 30 до 100 золотых, сообразили, что перед ними необычный пленник и запросили у испанцев 500 золотых. Но никто не спешил отдавать сумасшедшие деньги за писателя, и тому пришлось в заточении в алжирской тюрьме ждать своей участи пять лет. За это время Сервантес четырежды пытался бежать, но безуспешно.

Улцинские пираты имели крепкие связи с «коллегами» из Северной Африки: Алжиром, Бангази и Триполи. Улцинь был своеобразной базой африканских пиратов, поэтому Сервантеса и перебросили в этот город, в надежде, что здесь быстрее найдется желающий заплатить высокую цену за пленника. Анхела Родицио рассказывает в своей книге об истории любви писателя и дочке бега, о счастливом конце истории, когда нашелся все же мореплаватель, сжалившийся над Сервантесом и заплативший пиратам искомую сумму. О том, как вместе с возлюбленной Дульсинеей вернулся он в Испанию.

Испанская журналистка, проводившая свое расследование на протяжении 17 лет, не раз была в Ульцине, и ее гипотеза вполне оправдывает нестыковки в биографии Сервантеса, который, возможно, умышленно умолчал об улциньском периоде заточения. Ведь ему даже предъявляли обвинения в сговоре с пиратами.

Tre sorelle

История трех сестер связана с одним с самым древним строением в Прчани, виллой «Тре сорелле» – «три сестры» в переводе с итальянского) и дворянской семьей Буча из Котора. Богатая семья построила летнюю резиденцию из камня (палату) в Прчани, куда переселились три сестры Фиомена, Грацияна и Рина, во многих источниках их имена звучат как прозвища: Нера, Бьянка и Роза («черная, белая и красная» в переводе с итальянского). Каждая из сестер имела свою башенку и спальню с окном, обращенным к морю.

Сестры в Которе и Боке были известны своей красотой и покладистым характером, а также тем, что все три влюбились в одного моряка – Джерко Новлянина.

Джерко, моряк из Герцег-Нови, никак не мог решить, какая из его сестер ему нравилась больше всего, да и вообще, не хотел обидеть ни одну из них, и поэтому принял мудрое решение. Молодой человек отправился на своем корабле в длительное путешествие, а сестрам сообщил, что хочет собраться с мыслями, а по возвращению возьмет в жены ту из сестер, которая его дождется.

Все три сестры сидели у своих окон и ждали. Шли годы, а с ними и уходила и их молодость, но они оставались верны своему возлюбленному и продолжали ждать его возвращение, провожая взглядом каждый проплывающий по заливу парусник. Постарев, сестры договорились, что будут закладывать камнем окно умершей, чтобы Джерко знал, кто из них остался в живых.

Когда умерла старшая Нера, сестры заложили камнем ее окошко. Затем ушла в мир иной Бьянка, и самая младшая Роза со слезами на глазах заложила ее окно. И только одно окошко, смотревшее на бушующие волны осталось открытым. После смерти Розы некому было заложить оконный проем в ее башенке. Следы моряка Джерко затерялись в морских просторах, и никто не знает, что случилось с ним и почему он не сдержал своего обещания вернуться на родину. А палата Tre sorelle с двумя заложенными и одним открытым оконцем и сегодня можно увидеть в Прчани, курортном поселке на берегу Которского залива. Этот архитектурно-исторический памятник находится под защитой государства.

Бросилась в море со скалы

Еще об одной печальной легенде напоминает дорожный указатель, стоящий у дороги Бар-Будва – «Скочидевойка». Так называется мыс между Петровцем и Святым Стефаном. Рассказывают, что местная девушка Ружа ждала своего жениха Стефана, который ушел воевать с врагом, попал в плен к венецианцам и был рабом на галерах. А между тем, злая мачеха решила избавиться от падчерицы и выдать ее замуж за другого. Ружа отказалась напрочь, не желая становиться женой нелюбимого человека. Девушка убежала из дома и годами скрывалась в монастырях. Ее выследил и пытался увести силой под венец несостоявшийся жених со своим помощником. Ружа вырвалась из рук похитителей и бросилась вниз головой в море. Ее желание остаться верным Стефану сбылось таким трагическим образом.

Когда Стефан, принявший ислам и ставший пашой, вернулся в родные края и узнал о смерти любимой, порывался также сброситься со скалы в море. Удержал его от поступка игумен, который увез Стефана в Хиландар , чтобы тот искупил свои грехи и молился за упокой души благородной девушки. Местные жители, оплакивавшие смерть Ружи, в ее честь назвали мыс – Скочидевойка (девойка – девушка).

Гуля Смагулова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *