Триптиху нужна большая сцена!

 Досье: Наталия Княжинская родилась в Ленинграде, в семье музыкантов и священников. Прадед – протоиерей Петр Княжинский, дед Юрий Юренев (Княжинский) — дирижер военно-духового оркестра, композитор, бабушка Мария Юренева — певица,  мама Надежда Юренева — камерная певица. С трех лет начала заниматься музыкой в экспериментальном классе Ленинградской консерватории под руководством профессора С. Мальцева. Окончила в Москве музыкальные школы имени Гречанинова и имени Стасова по классу джазового вокала, получила диплом в Российской академии музыки им. Гнесиных в 1992 году по классу эстрадно – джазового вокала. Так же получила в 2009 году  красный диплом ИСПТ по профессии консультирующий психолог.  В юности выступала  на сцене  легендарного театра-кабаре «Летучая мышь» под руководством Григория Гурвича, с ее участием создавалась популярная  московская рок-фанк  группа Magic Pamp, где она начинала свою сольную карьеру, выпустила  альбом Do you have a Magic Pamp, авторские альбомы «Млечная река», «А-Я», «Ласточка» и «Перекресток встреч» в совместном проекте с поэтессой Ларисой Васильевой, участвовала в популярных телепрограммах, международных фестивалях рок, джаз  и фолк музыки.  Голос Наталии Княжинской звучит в саунд треках к таким кинофильмам как «Чайка» режиссера Маргариты Тереховой,  в анимационном кино «Князь Владимир» в дуэте с Николаем Расторгуевым, «Русская рулетка» в тандеме с композитором и саксофонистом Алексеем Козловым, в  художественном кинофильме «Со дна вершины» (2017 г.). Наталия Княжинская является лауреатом телевизионного проекта «Песня года», фестиваля «Леди-Блюз» и международного джазового фестиваля в Монтре в Швейцарии. Сотрудничает с Леонидом Агутиным, Игорем Зубковым, Одиссеем Богусевичем, Игорем Джавад-Заде, Сергеем Старостиным, Артемием Воробьевом (оркестр Волынщиков), Дмитрием Рыбаловым (бас гитара), Николаем Орса (саунд продюсер), Игорем Лалетиным (саунд продюсер), так же постоянно сотрудничает со студией Владимира Осинского, и  студией «Салам» . Преподавала до 2009 года  в Российской академии музыки им. Гнесиных. В числе учеников Наталии Княжинской – Лена Катина из группы «Тату», участники группы «Стрелки», детского ансамбля «Непоседы». Дает частные уроки вокала для начинающих и известных исполнителей. Автор эксклюзивной вокально- психологической  методики «Голосовые психотехники». Наталья Княжинская занимается исследовательской и архивной работой, пишет музыку. В настоящее время живет в Черногории. С 2014 года — преподаватель частной студии эстрадно — джазового вокала культурного центра в Которе.  В  Черногории успешно сотрудничает с местными композиторами и исполнителями, пишет музыкальные произведения. Одна из последних ее работ – триптих на стихи Петра II Петровича Негоша.

Четыре года назад наш журнал публиковал интервью Светланы Руцкой с Наталией Княжинской «Воспитай свою музу!». Тогда наша героиня поделилась с читателями своими творческими успехами и планами на будущее, рассказала о работе над произведением для симфонического оркестра, хора и солистов – триптиха на стихи черногорского Владыки, Митрополита, поэта и философа Петра II Петровича Негоша «Горски Венац».

Недавно наша редакция узнала, что композитор зарегистрировала авторское право в Подгорице на произведение, состоящее из трех частей: «Молитва Владыки Данило», «Лучи микрокосма», «Ночь скупля века». Это – первое  в мире симфоническое произведение в жанре академической музыки, написанное на стихи Негоша. Проект Наталии Княжинской, несомненно, имеет большую историческую и культурную ценности.  Монументальность проекта подчеркивает значимость личности Петра Петровича Негоша в культуре и истории славянских народов.

Триптих «Горски Венац» исчисляет свою историю с 18 октября  2014 года, когда в Культурном центре Котора состоялась премьера первой части произведения – «Молитва Владики Данило» в исполнении хора «Единство» и солистов – Душицы Кордич (скрипка), Милицы Лалошевич (сопрано), Тамары Кнежевич (флейта), Деяна Кривокапич (фортепиано), Николая Суслова (бас), Стефана Челанович (нарратор). Лейтмотив «Молитвы Владики Данило» – монолог Владыки Данило о Боге, справедливости, любви, его обращение к Господу о заступничестве. Вторая часть триптиха «О, преблаги тихи учителю» из «Лучи микрокосма» прозвучала впервые в 2016 году, в храме святого Николы в Которе в исполнении хора «Единство». Произведение написано для хора и звучит как духовное наставление поколениям, как молитва, завершающая поэму «Лучи микрокосма».

Партитура третьей части триптиха  «Ночь скупля века» написана, но пока не исполнена перед публикой. Это произведение является частью любовной лирики поэта и философа, и предположительно написана Негушем в Перасте, в 1844 году, где по соседству жила красивая девушка, чей образ появлялся и в других стихах Петра II Петровича.

Триптих пропитан балканским духом, а в мелодике произведения звучат национальные мотивы и  прослеживается единение многих национальных музыкальных стилей и культур. 

Произведение, объединяющее славянские народы в единой молитве, может достойно представлять Черногорию на международных фестивалях, конкурсах, как и состав исполнителей, может  быть международным. 

Например, оркестр из одной страны, солисты-вокалисты и инструменталисты – из другой.

Музыка может звучать  как в академическом стиле, так и  быть интерпретирована для больших рок – концертов.   То есть, возможно, объединение данного проекта с популярными рок-коллективами или в стиле WORLD MUSIC. 

Наталия Княжинская поделилась с нашим корреспондентом историей создания триптиха «Горски Венац»:

– Идея создания проекта  пришла во время посещения Мавзолея Петра II Петровича Негоша на горе «Ловчен». Мой прадед священник Петр Княжинский в далекие и непростые для нашей Родины времена, пострадал за служение Богу и даже причислен к лику новомучеников Российских.  

После прочтения трудов Петра Негоша и посещения исторических мест, связанных с его именем, в моем сознании переплелись судьбы служителей Духа и Добра.

Имя Петр, как всем известно, в переводе с древнегреческого обозначает «камень», «скала», и  именно Христос дал это имя своему верному ученику и Апостолу.

Петар II Петрович Негош, его труды и молитвы, несомненно, является опорой и защитой для Черногории, Балкан  и всех братских  народов, проповедующих любовь и добро в нашем мире.

«Горский Венац» я перечитывала несколько раз, и всегда спрашивала у исследователей творчества Негоша: какое, по  их мнению, самое главное место в этом произведении?» Однако никто так и не дал мне определенного ответа.

Тогда я сама выбрала, то, что было важно именно для меня. И это «Молитва Владики Данило».

Когда первое произведение было закончено, я решила показать ноты дирижеру хора «Единство» Михаилу Лазаревичу. Дирижер высоко оценил мой труд, и произведение было включено в программу праздничного юбилейного концерта хора в культурном центре Котора.

«Молитва Владики Данило» написана мною для оркестра, хора и солистов.

Но, так как оркестр организовать быстро не получилось, хор и солисты вынуждены были выступать с моей оркестровой фонограммой, где все инструменты симфонического оркестра звучат в записи.

Запись фонограммы была сделана на мои собственные средства в студии Слободана Станишича в Подгорице. 

Второе произведение из триптиха было взято в постоянную программу концертов, так как написано исключительно для хора и не требует оркестрового звучания. Хор «Единство» часто исполняет мою композицию «О, преблаги тихи учителю» на хоровых фестивалях  и конкурсах в разных странах мира. 

В третьем заключительном произведении триптиха «Ночь скупля века» или «Песнь Париса и Хелены» я постаралась передать своей музыкой национальный колорит, и при этом создать образы мужского и женского начала, объединяющиеся в любви с духом, вселенной и светом создателя.

Я уверена, что у триптиха большое будущее. Однако необходимо найти поддержку, чтобы произведение на стихи Петровича Негоша прозвучало на больших сценах Черногории и в других странах мира, и стал вестником мира и добра.

Алина Банович

slovo-golos@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *